Статья «Ислам и приморские партизаны»

За публикацию в ЖЖ статьи собственного авторства «Ислам и приморские партизаны» против русского исламского активиста Салмана Севера (настоящее имя на тот момент Максим Байдак) в 2013 году возбудили дело по части 1 статьи 205.1 УК (публичное оправдание терроризма), предусматривающей от 2 до 5 лет колонии. Позже он бежал из-под домашнего ареста и скрылся из страны.

Оперативники ФСБ совместно с сотрудниками ЦПЭ и спецназом задержали Байдака, участника Национальной организации русских мусульман (НОРМ), 21 августа 2013 года.  У него и нескольких других граждан, по версии связанных с НОРМ, прошли с обыски. Суд отказался отправлять Байдака в СИЗО и назначил ему домашний арест.

Экспертиза пришла к выводу, что в статье Байдака «содержится публичное оправдание терроризма, то есть признание идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании». Пост, ныне удаленный, был опубликован в ЖЖ Байдака.

В сентябре 2013-го стало известно, что Байдак бежал из-под домашнего ареста в Турцию.

Несколько лет он прожил в Турции; был пресс-секретарем Ассоциации русскоязычных мухаджиров (изгнанников), известной также как Союз чести.

В 2016 году, после того как режимы Тайипа Эрдогана и Владимира Путина пошли на сближение и в Турции был арестован ряд российских мусульман, Север, как и многие другие эмигранты из России, выехал на Украину. Там он получил украинское гражданство и сменил имя на Богдан Калюсский.

27 марта 2018 Север прилетел из Киева в Ереван. 30-го числа, когда активист собирался вылетать обратно и уже прошел погранконтроль в аэропорту Звартноц, его задержали силовики из Службы национальной безопасности. Они обвинили Севера в использовании документа на чужое имя — Калюсского, — хотя теперь это его настоящее имя.

1 апреля Север был арестован по статьям УК Армении о подделке документов и незаконном пересечении границы. Однако, отмечали правозащитники, в решении суда упоминается дело, возбужденное против активиста в России. «При нынешнем уровне зависимости армянских правоохранительных органов от России нельзя исключать экстрадиции Богдана в эту страну», — заявляли в Хельсинкской гражданской ассамблее.

В конце апреля — начале мая в Армении произошла бархатная революция. В результате нее премьер-министром страны стал сопредседатель альянса «Елк» Никол Пашинян, ранее выступавший за уменьшение зависимости Еревана от Москвы.

21 мая стало известно, что Армения согласилась рассмотреть ходатайство Севера об убежище.

Ислам и Приморские партизаны

На фото: Приморский партизан Александр Ковтун, принял в тюрьме Ислам

Приморские партизаны не просто взорвали интернет и телевидение. С ними взорвался нарыв, фурункул — они заманифестировали «разрыв уровня», если только эту выработанную профессорами философии экзистенциальную категорию чувствовать в воинственных, кшатрийских нотах.

Их разрывом уровня стало появление другого типа человека — отчаянного и отчаявшегося Нового Робингуда. Советская чистка уж было похоронила этот редкий русский типаж. Ему было свойственно одно важнейшее, почти убитое в нас поведенческое качество — удаль. Удаль молодецкая. Приморские партизаны были совсем молоды…

С ними пришла какая-то волна обновления, надежда, рождающаяся из безысходности. Россию залихорадило, как не лихорадило ни разу за последние двадцать лет. Мы внимательно ухватились за ребят из Приморья, чтобы понять, насколько далеко зашла романтика исламского возмездия в правый лагерь.

Не посторонний исламскому action direct человек, весь пафос и старания неуклюжего НС-бомбизма воспринимает как комикс в сравнении с мощным джихадистским движением. Но к партизанам сразу же отношение было иное. Исламские радикалы заинтересованно наблюдали за тем, смогут ли они дойти до точки «кшатрийского невозврата» — до истишхада, мученичества.

Бомбизм, диверсии и минное дело у джихадистов не были столь бы будоражащими событиями, они поспешно забылись бы в «рутине будничнего террора» каких-нибудь «Красных бригад», если бы не одно «но»: воля к самопожертвованию.

Исламский джихад наиболее страшен тем, что он оперирует чем-то глубокого иррациональным, чем-то не плоскостным политическим, обнуляющим на пути к достижению этого великого события самою жизнь. Обыватель не так боится взрывов бесконечно далёких бомб, этот неживой спектакль, сколько он трепещет перед другой непостижимой особенностью — перед тем, что рядом с ним действуют люди иного типа, мотивы, мечты и цели которых лежат по ту сторону смерти.

Исходя из сказанного, проясняется, почему моджахеды смотрели на Приморских партизан то ли с ностальгией, то ли с симпатией, как бы выжидая, где здесь случится Ислам. И Ислам, по всей видимости, случился. Мы не можем сказать, что партизанский финал был героическим, он ни в какое сравнение не идёт ни с подвигами гелаевского спецназа, ни даже с успехами курдских «Пешмарга» («Идущих на смерть»).

Зато сам выход на верную гибель, личная экстремальность этого хода продемонстрировали, что русские националисты оказались способны не только копировать кавказский бомбизм на Черкизовских рынках, но и осуществить свой собственный «Поход на Нальчик». За этим стояла личная и открытая жертва, а это уже восстановление более глубоких слоёв русского ментоса, исторически известных по белогвардейскому офицерству и казачеству.

До поры до времени существовало сомнение, насколько серьёзно можно воспринимать Приморских партизан в исламском контексте. Казалось и думалось, что их поднятые вверх указательные пальцы, речевые вставки «Аллаху Акбар» и «Иншааллах» — это простое ребячество. Мол, не дожали же они до конца, сдрейфили, начали сдаваться…

И вот произошло то, о чём авторы обычно пишут в постскриптумы, когда после сюжетной финиты, связанной с ликвидацией партизанской дружины, начало происходить нечто ценностное, ноосферное, что как бы лежит за рамками текста, но результирует в себе всё предыдущее действо.

Парни — некоторые из них, двигавшиеся вслепую к цельности мужского расцвета — стали в тюрьмах принимать Ислам. Один из примеров — Александр Ковтун. Уже за решёткой этот партизан стал мусульманином (см. фото).

Поступает всё больше и иных подтверждений, что Приморские партизаны были мусульманами. Мы же будем молиться за всех, кто в клетке и сырой земле, не верифицируя эти данные…

P.S.: Говорят, что Пророк Мухаммад, (мир ему и благословление Аллаха), однажды сказал, что если Аллах желает облагодетельствовать Своих людей, Он кладёт им на лица свет футуввата. Футувват (букв. — благородное юношество) — это исламские рыцари, но не закрытый сословно-церемониальный институт европейского средневековья, а рыцари по призванию, индивиды и корпорации, щедро одаренные той самой удалью молодецкой. Это элитарный ювентус, честь ему!

Салман Север